Как остановить вымирание?
Урок из цикла «Школа экогероев»
Экология/ Окружающий мир/ Обществознание
начальная школа
Брагина Анастасия Витальевна
Мерзлякова Анастасия Михайловна
Как остановить вымирание?
Урок из цикла «Школа экогероев»
Экология/ Окружающий мир/ Обществознание
начальная школа
Брагина Анастасия Витальевна
Мерзлякова Анастасия Михайловна
Как вы понимаете, речь пойдет о том, какие существуют способы сохранения видов. Как вы думаете, а что прежде всего нужно узнать, прежде чем сохранять виды?

  • какие виды требуют сохранения
  • какие у этих видов особенности
  • причины угроз

Итак, представим, что мы определили вид, требующий сохранения. Мы говорим о его уязвимости. Уязвимость — это состояние, при котором возрастает риск ущерба или исчезновения. Как многие другие состояния, уязвимость может быть разной степени. Что же на нее влияет?

  • «неустойчивость» среды обитания
  • островное положение
  • особенности распространения
  • малый размер популяций

Работа, направленная на сохранение биоразнообразия, может быть связана с разными подходами. Давайте подумаем, что это может быть?
Исследовательские программы

Важно ли заниматься исследованиями? Для чего? Что может изучить наука, что важно для сохранения биоразнообразия?

  • надежная информация о происходящих в природе процессах
  • оценка характера и масштабов угрозы биоразнообразию
  • потенциально возможные факторы его сокращения
  • особенности функционирования конкретных экосистем
  • характер взаимодействия между видами

Инвентаризация и мониторинг биоразнообразия

Простыми словами, при инвентаризации выясняется, чем представлено биоразнообразие, а мониторинг предполагает наблюдение во времени. Можно представить эту работу в виде нескольких этапов.

  • Этап 1. Производится оценка состояния биоразнообразия
  • Этап 2. Анализ динамики биоразнообразия — наблюдение во времени
  • Этап 3. Формирование баз данных — это позволит делать прогнозы

Редкие виды заносятся в Красные книги, где им присваиваются одна из следующих категорий:


  • 0 — Вероятно исчезнувшие
  • 1 — Находящиеся под угрозой исчезновения. В ближайшее время они могут исчезнуть.
  • 2 — Сокращающиеся в численности или распространении. Численность или площадь обитания резко сокращается; при дальнейшем воздействии факторов, могут скоро попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения.
  • 3 — Редкие. Имеют низкую численность и распространены на ограниченной территории.
  • 4 — Неопределённые по статусу. Вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет.
  • 5 — Восстановленные и восстанавливающиеся.
Для сохранения мест обитания создаются ООПТ. Особо охраняемая природная территория — территория, требующая особой охраны из-за её природных, культурных или иных особенностей.
На уроке мы создадим макет ООПТ. Можно выбрать несколько исчезающих видов региона и сделать макет ООПТ с целью их сохранения. На макете можно разместить условные знаки, водоемы, растения, указатели и т. д.